Я иногда не кусаюсь
Хотите написать идеальный детектив?
Хотите разгадывать все загадки автора до того, как их разгадает сыщик?
Тогда эта статья поможет вам в этом. Прочего практического применения она не имеет.
Все указанные мною приемы когда-либо были использованы в детективных романах. И я бы даже могла вам дать их названия, но не делаю этого, исходя из предположения, что вы еще можете их прочитать и не желая портить вам удовольствие от книги.
читать дальшеИтак, пара слов о структуре детектива.
Детектив – это жанр художественного произведения, в процессе которого расследуется какая-то тайна. Не буду вас пугать страшными семиотическими терминами (хотя кому-то они уже и знакомы), а скажу лишь, что обычно в детективе перед нами предстает картина преступления. И в этой картине обязательно отсутствуют несколько важных кусочков (далеко не всегда тайной является имя убийцы, кстати).
Поговорим о самом распространенном типе преступления в детективе – убийстве.
Предположим, вы решили написать детектив. Таким образом, вы обязаны тщательно продумать следующие обстоятельства преступления:
1. где?
2. чем?
3. кого?
4. зачем?
5. кто?
От читателя следует скрыть один, чаще два из указанных выше обстоятельств. Делать большее количество тайн не рекомендуется, потому что читатель должен обладать какими-то знаниями о происходящем, чтобы делать свои выводы и начать вести игру с автором-следователем.
Под пунктом «где» понимается, как вы догадались, место преступления. А именно его необычность (если вы решили делать из него тайну). Самая распространенная тайна места – закрытая комната. Также может быть, скажем, крыша заброшенного здания, куда нельзя добраться, лодка посреди океана и так далее.
«Чем» - тайна орудия преступления. Жертву нашли на земле у своего дома, но совершенно непонятно, от чего же он умер. Его могут уколоть шприцом с африканским ядом, отравить ядовитым плющом, скинуть на него камень с вертолета (который чем дольше падает, как известно, тем опаснее становится).
«Кого» - личность убитого. Эту тайну используют редко. Но метко. В таких романах никто до последних страниц не подозревает, а от кого, собственно, избавился убийца. Без опознания личности затруднительно делать выводы о мотиве преступления.
«Зачем» - мотив. Очень важная составляющая детектива. Ни в коем случае не недооцениваете ее. Скажем, мирная старушка божий одуванчик зверски убита. За что? Кому понадобилось лишать ее жизни? Ей никто никогда не желал зла. У нее не было денег и наследников. Мотив, казалось бы, отсутствует. А значит, отсутствуют и подозреваемые. Но если начать копать глубже в биографию старой женщины…
Ну и «кто». То есть, кто совершил преступление – самая распространенная тайна. Но, как я уже упоминала, совсем не обязательно скрывать факт личности убийцы, при условии, что у вас есть другие тайны. Скажем, отсутствует мотив или убийство произошло в закрытой комнате, и вам необходимо разгадать, как это было сделалано. Или же у преступника может быть безупречное алиби. Которое необходимо разоблачить.
Ну что ж. Вы выбрали, какие из «вопросов» откроете читателю, а какие сделаете тайной вплоть до конца книги.
Цель писателей большинства детективов – удивить читателя, обмануть его, обыграть в игре умов. При этом читатель должен располагать теми же фактами, что и действующий в романе сыщик. А то игра выйдет нечестной.
Чтобы победить в этой «игре умов», писатель должен сбить читателя со следа.
Как это сделать?
Есть несколько способов.
1. Во-первых, замаскировать свой роман под другой жанр! Скажем, вы пишите любовный роман с детективной линией. Ваши читательницы настолько увлеклись похождениями красавца главного героя, что совсем забыли следить за маньяком, что убивает бывших любовниц героя.
2. Но вы все-таки пишите детектив для сборника «Весенний детектив». Не беда, у вас все еще есть тузы в рукаве. Так, вы можете сбить читателя со следа, введя в повествование отвлекающий фактор. То есть элемент, который полностью завладеет вниманием читателя, и тот перестанет обращать внимание на существенные, но мелкие детали. Скажем, вы можете ввести в роман подозрительно ведущего себя персонажа, которого главные герои, однако (в частности сыщик), упорно отказываются подозревать. Такой герой может невовремя чихать, тщательно озираться, отлучаться в темный лес по ночам и не любить кошек (ну подозрительно же!). В таком случае сыщик просто обязан не замечать его. Даже если тот принесет кровавую биту на их совместный ужин в ресторан. Зато его начнет активно подозревать читатель. И настоящий убийца сможет вздохнуть спокойно.
3. Подмена тайны – третий способ запутать читателя, рвущегося разгадать все ваши загадки. Я уже упоминала, какие тайны бывают в детективе. Я сказала, что больше двух скрывать не стоит. Но я ничего не говорила о том, что при этом нельзя врать. А что, если на самом деле нам неизвестна личность убитого, хотя его и опознали какие-то две студентки? А что если они соврали? И на самом деле жертва – не бедный студент-археолог, а всемирно известный спортсмен с многомиллионными контрактами? Но читатель же этого не знает. И ищет убийцу среди подозрительных членов клуба любителей истории. Так, у тела может быть найдена бутылка с ядом внутри, но отравлена жертва была из совсем другой емкости. То есть подмена орудия убийства. А миллионера совсем необязательно убивать из-за его денег. И тому подобное.
4. Ну и наконец, можно не заморачиваться запертыми комнатами, подозрителными личностями с битами и уникальными алиби. Чтобы обмануть читателя, порой достаточно просто сделать убийцей личность, которая изначально находится вне подозрений. Есть набор стандартных фигур, которые, так сложилось исторически, не ассоциируются у читателей детектива со злостными преступниками. Я сейчас не о старушках и детях говорю (а они тоже не ассоциируются), а о роли героев в повествовании. Проблема состоит в том, что часто подобной «шоковой терапией» не попользуешься. Иначе из разряда «вне подозрений» такие герои перейдут в категорию «а может даже и они».
1) Убийца так ни разу и не появился на страницах романа, но его пару раз упоминали другие герои. Сделал свое дело – и сбежал. Банально, неинтересно, но удивленный восклик читателя вам гарантирован.
2) Основной подозреваемый, с которого сыщик весь роман пытается подозрения снять. Читатель будет потрясен до глубины души и спросит себя: и для чего было писать эти 400 страниц, если этого гада могли посадить уже на первой?
3) Клиент детектива, инициировший следственный процесс. Такой тип преступников встречается все чаще, хотя я вот упорно не понимаю, зачем им в таком случае тащиться в полицию. И читатели в большинстве случаев такого тоже не понимают и клюют на удочку автора.
4) Пострадавший. Человек – жалостливое существо. И не готов подозревать того, кто едва не потерял руку в «борьбе с преступником».
5) Возлюбленный/возлюбленная главного героя или любой другой участник другой линии, параллельной детективу, с основным действием, казалось бы, не связанной. В таком случае читатель уже размечтался было о красивой свадьбе с бриллиантовой тиарой на острове Гаити, внес сыщицу и ее хахаля в рейтинг самых романтичных пар современности, а хахаля в конце… бац… и посадили. Шок в таких случаях бывает неимоверный. Проверено на себе.
6) Автор повествования. Вы, конечно, понимаете, на какой роман я сейчас намекаю. Поскольку читатель всегда ассоциирует себя с лирическим героем (распутывает преступление вместе с ним), то и возможность совершения им преступления не рассматривается, даже если сама вина, в конце концов, оказывается очевидной (алиби нет, мотив есть).
7) Сам следователь. Еще одна неприкосновенная фигура. Но есть детективы, где и у сыщиков рыльце оказывалось в пушку.
8) Знакомый следователя, активный участник других книг (частей) серии. Как вы понимаете, в таком случае детектив обязан быть именно серийным. Читатель не станет подозревать человека, который предыдущие пять книг помогал сыщику ловить преступников, и вообще полюбился своим неповторимым чувством юмора, став практически родным.
9) Сам читатель. На моей памяти, обвинить читающего книгу в совершении преступления пытались только один раз. Получилось, прямо скажем, не очень. Может, у вас это получится лучше? Скажем, детектив может быть написан в эпистолярном жанре. И виновен тот, к кому эти письма обращены. Впрочем, тогда мы возвращаемся к пункту один…
Итак, подведем итоги.
Читая детектив, всегда анализируйте картину преступления с пяти позиций: где, чем, кого, почему и кто. Что от вас скрыл автор? А что сделал известным?
Внимательно присмотритесь к героям. Кто из них наиболее подозрителен, на кого активно намекает автор (именно автор)? Вычеркните его из списка подозреваемых.
Читайте между строк. Присматривайтесь именно к обстоятельствам дела, не отвлекаясь на побочные линии (в смысле, вы их читайте, но не позволяйте им увести вас в сторону).
Задумайтесь, кому убийство в данном случае наиболее выгодно, кто имеет мотив? Пусть вас не смущает алиби (как, например, отсутствие в городе в момент убийства) или его роль в романе (сам сыщик).
Если все выше перечисленное не помогает опознать преступника, значит задумайтесь: может, автор вам где-то солгал? Может, убит другой человек? Тогда вспомните все имена, что всплывали как будто невзначай в романе – может, кто из недавно пропавших певиц лежит в морге, а вовсе не жена бизнесмена? Или повар был отравлен не помидором, а пиццей, что заказала официантка?
И если даже это не помогло вам правильно опознать убийцу, то поздравляю, вы прочитали идеальный детектив! Или, может быть, вы попробуете такой написать? Ведь вряд ли ваши потенциальные читатели прочитали эту статью!
Хотите разгадывать все загадки автора до того, как их разгадает сыщик?
Тогда эта статья поможет вам в этом. Прочего практического применения она не имеет.
Все указанные мною приемы когда-либо были использованы в детективных романах. И я бы даже могла вам дать их названия, но не делаю этого, исходя из предположения, что вы еще можете их прочитать и не желая портить вам удовольствие от книги.
читать дальшеИтак, пара слов о структуре детектива.
Детектив – это жанр художественного произведения, в процессе которого расследуется какая-то тайна. Не буду вас пугать страшными семиотическими терминами (хотя кому-то они уже и знакомы), а скажу лишь, что обычно в детективе перед нами предстает картина преступления. И в этой картине обязательно отсутствуют несколько важных кусочков (далеко не всегда тайной является имя убийцы, кстати).
Поговорим о самом распространенном типе преступления в детективе – убийстве.
Предположим, вы решили написать детектив. Таким образом, вы обязаны тщательно продумать следующие обстоятельства преступления:
1. где?
2. чем?
3. кого?
4. зачем?
5. кто?
От читателя следует скрыть один, чаще два из указанных выше обстоятельств. Делать большее количество тайн не рекомендуется, потому что читатель должен обладать какими-то знаниями о происходящем, чтобы делать свои выводы и начать вести игру с автором-следователем.
Под пунктом «где» понимается, как вы догадались, место преступления. А именно его необычность (если вы решили делать из него тайну). Самая распространенная тайна места – закрытая комната. Также может быть, скажем, крыша заброшенного здания, куда нельзя добраться, лодка посреди океана и так далее.
«Чем» - тайна орудия преступления. Жертву нашли на земле у своего дома, но совершенно непонятно, от чего же он умер. Его могут уколоть шприцом с африканским ядом, отравить ядовитым плющом, скинуть на него камень с вертолета (который чем дольше падает, как известно, тем опаснее становится).
«Кого» - личность убитого. Эту тайну используют редко. Но метко. В таких романах никто до последних страниц не подозревает, а от кого, собственно, избавился убийца. Без опознания личности затруднительно делать выводы о мотиве преступления.
«Зачем» - мотив. Очень важная составляющая детектива. Ни в коем случае не недооцениваете ее. Скажем, мирная старушка божий одуванчик зверски убита. За что? Кому понадобилось лишать ее жизни? Ей никто никогда не желал зла. У нее не было денег и наследников. Мотив, казалось бы, отсутствует. А значит, отсутствуют и подозреваемые. Но если начать копать глубже в биографию старой женщины…
Ну и «кто». То есть, кто совершил преступление – самая распространенная тайна. Но, как я уже упоминала, совсем не обязательно скрывать факт личности убийцы, при условии, что у вас есть другие тайны. Скажем, отсутствует мотив или убийство произошло в закрытой комнате, и вам необходимо разгадать, как это было сделалано. Или же у преступника может быть безупречное алиби. Которое необходимо разоблачить.
Ну что ж. Вы выбрали, какие из «вопросов» откроете читателю, а какие сделаете тайной вплоть до конца книги.
Цель писателей большинства детективов – удивить читателя, обмануть его, обыграть в игре умов. При этом читатель должен располагать теми же фактами, что и действующий в романе сыщик. А то игра выйдет нечестной.
Чтобы победить в этой «игре умов», писатель должен сбить читателя со следа.
Как это сделать?
Есть несколько способов.
1. Во-первых, замаскировать свой роман под другой жанр! Скажем, вы пишите любовный роман с детективной линией. Ваши читательницы настолько увлеклись похождениями красавца главного героя, что совсем забыли следить за маньяком, что убивает бывших любовниц героя.
2. Но вы все-таки пишите детектив для сборника «Весенний детектив». Не беда, у вас все еще есть тузы в рукаве. Так, вы можете сбить читателя со следа, введя в повествование отвлекающий фактор. То есть элемент, который полностью завладеет вниманием читателя, и тот перестанет обращать внимание на существенные, но мелкие детали. Скажем, вы можете ввести в роман подозрительно ведущего себя персонажа, которого главные герои, однако (в частности сыщик), упорно отказываются подозревать. Такой герой может невовремя чихать, тщательно озираться, отлучаться в темный лес по ночам и не любить кошек (ну подозрительно же!). В таком случае сыщик просто обязан не замечать его. Даже если тот принесет кровавую биту на их совместный ужин в ресторан. Зато его начнет активно подозревать читатель. И настоящий убийца сможет вздохнуть спокойно.
3. Подмена тайны – третий способ запутать читателя, рвущегося разгадать все ваши загадки. Я уже упоминала, какие тайны бывают в детективе. Я сказала, что больше двух скрывать не стоит. Но я ничего не говорила о том, что при этом нельзя врать. А что, если на самом деле нам неизвестна личность убитого, хотя его и опознали какие-то две студентки? А что если они соврали? И на самом деле жертва – не бедный студент-археолог, а всемирно известный спортсмен с многомиллионными контрактами? Но читатель же этого не знает. И ищет убийцу среди подозрительных членов клуба любителей истории. Так, у тела может быть найдена бутылка с ядом внутри, но отравлена жертва была из совсем другой емкости. То есть подмена орудия убийства. А миллионера совсем необязательно убивать из-за его денег. И тому подобное.
4. Ну и наконец, можно не заморачиваться запертыми комнатами, подозрителными личностями с битами и уникальными алиби. Чтобы обмануть читателя, порой достаточно просто сделать убийцей личность, которая изначально находится вне подозрений. Есть набор стандартных фигур, которые, так сложилось исторически, не ассоциируются у читателей детектива со злостными преступниками. Я сейчас не о старушках и детях говорю (а они тоже не ассоциируются), а о роли героев в повествовании. Проблема состоит в том, что часто подобной «шоковой терапией» не попользуешься. Иначе из разряда «вне подозрений» такие герои перейдут в категорию «а может даже и они».
1) Убийца так ни разу и не появился на страницах романа, но его пару раз упоминали другие герои. Сделал свое дело – и сбежал. Банально, неинтересно, но удивленный восклик читателя вам гарантирован.
2) Основной подозреваемый, с которого сыщик весь роман пытается подозрения снять. Читатель будет потрясен до глубины души и спросит себя: и для чего было писать эти 400 страниц, если этого гада могли посадить уже на первой?
3) Клиент детектива, инициировший следственный процесс. Такой тип преступников встречается все чаще, хотя я вот упорно не понимаю, зачем им в таком случае тащиться в полицию. И читатели в большинстве случаев такого тоже не понимают и клюют на удочку автора.
4) Пострадавший. Человек – жалостливое существо. И не готов подозревать того, кто едва не потерял руку в «борьбе с преступником».
5) Возлюбленный/возлюбленная главного героя или любой другой участник другой линии, параллельной детективу, с основным действием, казалось бы, не связанной. В таком случае читатель уже размечтался было о красивой свадьбе с бриллиантовой тиарой на острове Гаити, внес сыщицу и ее хахаля в рейтинг самых романтичных пар современности, а хахаля в конце… бац… и посадили. Шок в таких случаях бывает неимоверный. Проверено на себе.
6) Автор повествования. Вы, конечно, понимаете, на какой роман я сейчас намекаю. Поскольку читатель всегда ассоциирует себя с лирическим героем (распутывает преступление вместе с ним), то и возможность совершения им преступления не рассматривается, даже если сама вина, в конце концов, оказывается очевидной (алиби нет, мотив есть).
7) Сам следователь. Еще одна неприкосновенная фигура. Но есть детективы, где и у сыщиков рыльце оказывалось в пушку.
8) Знакомый следователя, активный участник других книг (частей) серии. Как вы понимаете, в таком случае детектив обязан быть именно серийным. Читатель не станет подозревать человека, который предыдущие пять книг помогал сыщику ловить преступников, и вообще полюбился своим неповторимым чувством юмора, став практически родным.
9) Сам читатель. На моей памяти, обвинить читающего книгу в совершении преступления пытались только один раз. Получилось, прямо скажем, не очень. Может, у вас это получится лучше? Скажем, детектив может быть написан в эпистолярном жанре. И виновен тот, к кому эти письма обращены. Впрочем, тогда мы возвращаемся к пункту один…
Итак, подведем итоги.
Читая детектив, всегда анализируйте картину преступления с пяти позиций: где, чем, кого, почему и кто. Что от вас скрыл автор? А что сделал известным?
Внимательно присмотритесь к героям. Кто из них наиболее подозрителен, на кого активно намекает автор (именно автор)? Вычеркните его из списка подозреваемых.
Читайте между строк. Присматривайтесь именно к обстоятельствам дела, не отвлекаясь на побочные линии (в смысле, вы их читайте, но не позволяйте им увести вас в сторону).
Задумайтесь, кому убийство в данном случае наиболее выгодно, кто имеет мотив? Пусть вас не смущает алиби (как, например, отсутствие в городе в момент убийства) или его роль в романе (сам сыщик).
Если все выше перечисленное не помогает опознать преступника, значит задумайтесь: может, автор вам где-то солгал? Может, убит другой человек? Тогда вспомните все имена, что всплывали как будто невзначай в романе – может, кто из недавно пропавших певиц лежит в морге, а вовсе не жена бизнесмена? Или повар был отравлен не помидором, а пиццей, что заказала официантка?
И если даже это не помогло вам правильно опознать убийцу, то поздравляю, вы прочитали идеальный детектив! Или, может быть, вы попробуете такой написать? Ведь вряд ли ваши потенциальные читатели прочитали эту статью!

@темы: Литература, статья
Кстати, какой твой любимый детектив?
Есть еще один способ увести читателя от настоящего убийцы. Им Нора Робертс часто пользуется