Все мы родом из детства. Но есть люди, которые об этом факте благополучно забыли, а есть те, кому с прекрасной страной детства расставаться не хочется, и они проносят любовь к ней через всю свою жизнь.
Манга "Shibutani-kun Tomo no Kai" от Fujieda Toru о связи человека и его личной Neverland. Детство здесь стоит рассматривать как "прекрасное далеко", рай на земле, сосредоточие лучших человеческих качеств. Тот Эдем, когда Адам и Ева были еще бессмертны и могли жить, не задумываясь ни о чем.
В центре нашего внимания Агеха - герой этого самого детства лишенный. С шести лет, с того момента, как умерла его мать, он взвалил на себя ответственность за двух младших братьев. А тут еще некстати никудышный папаша прибавляет проблем. Отец данного семейства выполняет не только комические функции, но и являет собой собирательный образ плохого родителя, того самого, который рушит семьи, детство, жизнь, в конце концов. Это те хаотические начала, что имеют тенденцию увеличиваться в современном человеке, они все чаще берут верх в нашей жизни. И, вроде как, никто и не виноват. Так думаем мы, наблюдая за собою и другими в этой жизни. Отец Агехи всего лишь жалок, его нельзя не жалеть. И таким образом, мы прощаем и себе, и другим все то, чего прощать нельзя.
Агеха - мальчик, но в манге он являет собой истиное женское начало. Не в пошлом плане наличия вторичных признаков и их регулярного использования, а в высшем смысле этого слова. Он добрый, заботливый, безотказный. Он романтичнй, ранимый, и вместе с тем невероятно сильный духом. Это что касается его внутренних качеств. На внешнем же уровне его соотнесенность с чисто женским началом отражается в его невысоком росте, девичьих чертах лица и этакой "вечной молодости".
Итак, Агеха - Венди. И однажды в его жизни появляется Питер Пен - певец Ранге, не желающий жить по жестоким законам современного мира. Шибутани Альянс, о котором постоянно рассуждает Ранге, но наличие которого никак не может быть засвидетельствовано Агехой, ничто иное, как элементарная "игра в семью", и Агехе предлагается принять в ней активное участие.
Ранге душой ребенок. Он не желает расти, поскольку признать себя взрослым - значит принять законы этого взрослого мира. А именно эти жестокие и в корне несправедливые законы Ранге принимать не хочет. Поэтому он остается в "детстве". И эта позиция позволяет ему многое. Мы прощаем ему все: его глупые выходки, ужимки и капризы, он не несет никакой ответственности, мы не спрашиваем с него, как со взрослого.
Ранге находится в активном поиске рая, того Эдема, которого было лишено человечество. И он создает свою собственную Neverland, Шибутани Альянс, состоящий только из близких и дорогих ему людей, которых он готов защищать чего бы ему это не стоило. С этой точки зрения Ранге символизирует собой истиную сущность "отца", главы семейства. Агеха же здесь выступает в роли матери, живого, утешающего начала. Он заботится обо всех этих, казалось бы, чужих ему людях. "Семья" понимается здесь в архетепическом ее смысле, не столько как средство существования, сколько как способ.
Мы все прекрасно знаем, чем закончилась сказка о Питере Пене. Как решила поступить Венди и остальные. И как на это отреагировал Питер Пен. И иного конца быть не могло. Мы все когда-нибудь вырастаем и, если мы хотим жить дальше, мы должны принять законы этого мира. Бороться против них бессмысленно. Поскольку мы заранее обречены на поражение. Но и Питер Пен не мог поступить иначе, поскольку он не человек, он - суть самого "детства" в том самом смысле, о котором я расуждала в самом начале этой статьи.
Так и Ранге - он чрезвычайно творческий человек, и менять себя - значит отказаться от самой своей сути. Он бы уже никогда не смог уподобиться филистерам вокруг, но он мог бы пойти с ними на компромиссы. Что ему, в конце концов, и пришлось сделать. Жизнь победила мечту, игра в свой личный уголок Эдема разбилась о рифы суровой реальности. Именно потому, что это была только игра.
Ранге нашел в Агехе все то, что искал - мать, жену, свою Еву, все то, что подразумевает под собой женское начало. Но трагедия состояла в том, что Агеха не видел в нем своего Адама. Ранге воплощал в себе творческое, божественное начало. Агехе же не было дел до небесных сфер. Он выбрал земные блага жизни. Он, как и его предшественница Ева, сорвал яблоко, обменяв рай с его бессмертием на удовольствия с ограниченным сроком жизни.
Таким образом, Нина - это легкомысленное ангелоподобное создание, имеющее привычкой возращать к жизни падших ангелов - явилась, своего рода, змеем-искусителем. И женитьба на ней Агехи в конце манги явила собой очередное торжество сатаны над господом.
А может так и надо, снова задумаемся мы? Ведь единственным несчастным в этой манге оказался именно Ранге. Отвергнутый и разбитый, он, однако, не позволил разрушится своему хрупкому Эдему. Собрав оставшиеся осколки воедино он продолжает сохронят видимость "семьи", где он продолжает быть "главой". Но в этом и была изначальная драма. Ведь это только видимость!
И финал еще достаточно спорен. Что Ранге: струсил, когда так и не смог свести счеты с жизнью, покинуть эту грешную землю и ее удовольствия, или ему, наоборот, хватило решимости остаться жить в этом аду, чтобы и дальше защищать право на свой собственный кусочек Рая?
Но кем бы ни был Ранге - просто Питером Пеном - мальчиком из вечного детства, или мессией, мы все равно будем его любить! И слезам нашим не будет видно конца: ну почему это не сенен-ай!!!!!!!